• 22 ноября 2022
История возникновения печати на одежде

Печать на текстиле – один из эффектных способов украшения одежды и прочих изделий из ткани. Использовать печатные рисунки, орнаменты, узоры начали с незапамятных времен и продолжают дело это и сейчас. Популярность печати по тканям не ослабевает, а становится всё больше.

Рисунки и роспись

Украшать одежду рисунками люди начали очень давно – ещё до появления печати на бумаги и до изобретения самой бумаги. Первые упоминания о росписи тканей относятся к Вавилону, то есть к XVIII веку до нашей эры.

На тканях рисовали природными красками, а наносили рисунки руками или использовали для этого перья птиц и кисточки из шерсти животных. Техника рисования проще, чем вышивание, поэтому разрисованная одежда была дешевле, чем вышитая. Но со временем роспись по тканям развивалась и превратилась в самостоятельное направление оформления текстиля.

Но рисование по ткани позволяет изготавливать отдельные предметы одежды. Это так называемая ручная, индивидуальная работа. Каждый рисунок неповторим. А люди часто хотели носить похожие вещи с одинаковыми узорами.

Набивные рисунки

В нашей эре – в XII веке – придумали набивную технику нанесения рисунков на ткань. Для этого изготавливали из дерева штампы – вырезали на деревянной заготовке рисунок с рельефом. Заготовку покрывали краской и прижимали к тканевому полотну, а потом били по ней молотком, чтобы узор перешел со штампа на материю. Рисунок так и стали называть – набивным.

Подобная техника была изобретена в Китае, только китайские мастера использовали для этого не выпуклые штампы, а вырезанные трафареты. Их прикладывали к полотну и сверху по нему стучали мешочком, в котором содержалось окрашивающее вещество. Краситель проникал сквозь материал мешочка и трафарет на ткань, на которой в результате появлялся своеобразный печатный рисунок. Трафаретная печать в Китае достигла невероятных высот, а одежда с печатными рисунками стоила очень дорого.

Механическая печать

В XVIII веке придумали механизировать перенос рисунков на текстиль. Была изобретена печатная машина. Основными деталями в ней были валы для гравировки. Их изготавливали сначала из дерева, а потом из металла. В XIX веке такие машины стали использовать в России. Центром текстильной отрасли в нашей стране тогда было Иваново-Вознесенское, именно там и появились печатные машины, а затем фабрики с таким оборудованием заработали в Петербурге и Москве. При помощи печатных машин изготавливали узорчатые ткани, постельное белье и прочий текстиль.

Шелкография

Китайская технология развивалась на протяжении веков и превратилась постепенно в современную технологию шелкотрафаретной печати. Особое развитие она получила с изобретением в 1959 году стойких красок для текстиля. В следующие десятилетия в США случился настоящий бунт печати, которую широко использовали для рекламы и изготовления сувенирной одежды. Популяризаторами одежды с напечатанными на них рисунками можно посчитать компании Coca-Cola и Disney. Первая продвигала футболки с собственной рекламой, а вторая – со схематическим изображением Мики Мауса.

Особенно популярны были в 1970-1980-е годы изготовленные по этой технологии футболки с эмблемами музыкальных групп, а также с портретом Че Гевары.

Цифровая печать

В наше время на тканях чаще печатают цифровым методом. Он был изобретен в США в 1970-е годы. Рождение технологии связывают с появлением копировальных и печатных машин, которые были способны печатать не только на бумаге, но и на других материалах, в том числе на текстиле. С тех пор оборудование заметно модернизировалось, компании представляют всё более современные, продвинутые принтеры для тканей.

Цифровая печать на текстиле использовалась для создания повседневной одежды для молодежи, детей и была популярна даже среди людей солидного возраста. Также эту технологию широко применяли дизайнеры и художники, например, Энди Уорхол.

В конце 1990-х годов цифровая печать пришла в Россию. В нашей стране появилось оборудование и мастерские, которые специализируются на изготовлении текстильных изделий с напечатанными логотипами, слоганами, изображениями рекламного или декоративного характера.